НИИМЕСТПРОМ
НИИМЕСТПРОМ
Научно-исследовательский центр  конструкторско-технологический институт местной промышлености
НИИМЕСТПРОМ
img
img

Смирнов А.Н. "Местное самоуправления как политико-правовой институт" (Экон. споры, №1,2007, стр.86-97)

А.Н.Смирнов

(Статья опубликована в журнале «Экономические споры:

проблемы теории и практики», №1, 2007 год,стр. 86-97)

Авторские права защищены

Местное самоуправления как политико-правовой институт

В современном мире местное самоуправления стало неотъемлемой частью политической системы демократического типа. Это вполне объяснимо, если учесть, что в развитом цивилизованном обществе невозможно всеми делами управлять из единого государственного центра. В то же время местное самоуправление является институтом гражданского общества, в котором существуют общественные отношения, которые непосредственно независимы от государства, хотя неразрывно связаны с ним.

Конституция Российской Федерации провозглашает Россию демократическим государством. Одним из важнейших принципов демократического общества, одной из форм народовластия современной России является местное самоуправление. С деятельностью органов местного самоуправления неизбежно сталкивается каждый житель нашей страны. Это объясняется тем, что муниципальная власть наиболее приближена к гражданам и занята, прежде всего, решением их неотложных проблем.

Местное самоуправление в современной России представляет собой весьма сложную социальную систему, относительно самостоятельную форму осуществления демократической публичной власти. В этой связи в проведении и политологии идет активный процесс увеличения объема юридических и политических знаний, относящихся к местному самоуправлению. Предпримем попытку к их обобщению и «преломлению» к рассматриваемому вопросу.

Представляется целесообразным с позиции теоретического подхода раскрыть социальную природу, особенности местного самоуправления, соотнести его с государственной властью, определить значение в развитии политической системы общества. Оправданность такого подхода определяется тем, что огромный позитивный потенциал местного самоуправления используется в России крайне недостаточно. Обращает на себя внимание то, что даже среди государственных деятелей, известных политиков и правоведов высказываются противоположные точки зрения; от признания  важности и необходимости дальнейшего развития местного самоуправления до полного свертывания ввиду утопичности самой его идеи.

В  обычном понимании «самоуправление» - один из важнейших видов управления. Оно означает, что функционирование какой-либо социально политической, экономической подсистемы осуществляется не извне, а автономно, на собственной основе, при широком и активном включении ее структур и субъектов в решение внутренних проблем. Под социально-политическим управлением понимается целенаправленное  воздействие на тот или иной процесс, явления или общество в целом с целью планомерного их совершенствования.

По-видимому, всякое социальное явление, а тем более политическое, связано с властными отношениями и в той или иной степени с государством и политической системой общества. Это относится и к местному самоуправлению в современной России, поскольку оно представляет собой относительно самостоятельную форму осуществления публичной власти в смысле возможности управления определенной областью общественных отношений. Управление той или иной значительной сферой отношений включает политические компоненты.

Анализ понятия «местное самоуправление» подтверждает, что оно объединяет две составляющие: «управление» и «самостоятельность». Напомним, толковые словари раскрывают смысл местного самоуправления, как «право на внутреннее управление своими местными делами». Как видим, акцент ставится на основополагающие параметры, составляющие корень происхождения термина «самоуправление». С одной стороны, это право на управление, право на осуществление каких-либо действий, с другой – это право реализуется только собственными, своими силами, т.е. без вмешательства извне.

Следовательно, самоуправление – это, прежде всего, «управление», т.е. организованное целенаправленное воздействие властвующего (управляющего) субъекта на членов сообщества для достижения определенного результата. Оно понимается как система отношений между теми, кто управляет (субъекты управления, управляющие) и теми, на кого направлено управление (управляемые). Особенность местного самоуправления в том, что  в его рамках субъекты и объекты в основном совпадают, т.е. в одном лице выступают и управляющий и управляемый субъект.

Примечательно, что вопросы этого плана привлекали внимание известных ученых-юристов дореволюционного периода. По мнению государствоведа А.И. Васильчикова, «самоуправление означает участие народа в местном внутреннем управлении своего отечества; ….. местным жителям предоставляется весьма обширный круг действий, преимущественно по тем предметам, которые могли бы обременить центральную администрацию чрезмерными расходами и заботами управления».

Русский государствовед Н.И. Лазаревский под местным самоуправлением понимал «децентрализованное государственное управление, где самостоятельность местных органов  обеспечена системой такого рода юридических гарантий, которые, создавая действительность децентрализации, вместе с тем обеспечивают и тесную связь органов местного государственного управления с данной местностью и ее населением».

Эти выводы позволяют глубже уяснить особенности взаимодействия общества и государства, обоснованность идей местного самоуправления применительно к существующей действительности.

  Большую роль в развитии местного самоуправления играют исторические традиции, самобытность народа, география  территорий и др. С этой точки зрения обратим внимание на некоторые исторические предпосылки.

Известно, что идеи общинного управления стали складываться в Европе еще в средние века, получили распространение в Великобритании, Бельгии, Германии и других странах. Предпосылкой формирования этих идей было осознание того, что между местными интересами и интересами государства нередко возникали и возникают существенные противоречия, требующие разрешения. Можно предположить, что отдельные влиятельные социальные группы местного уровня, не имеющие доступа к централизованной  власти, при решении вопросов локальной (местной) направленности стремились проявить независимость, самостоятельность, самостоятельность, «отгородиться» от произвола центральной власти, обрести определенную автономию, самодостаточность.

В России с ее обширной географией, сложными политическими  условиями и спецификой государственного управления, проблема решения вопросов местного значения была актуальной и в прошлые исторические периоды. Об этом свидетельствует земская (1864) и городская (1870) реформы, создавшие условия (основы) для формирования децентрализованной системы местного самоуправления. Реформы, в частности, предусматривали избрание населением земских собраний (губернских, уездных) или Городской Думы и управы, получивших достаточно широкие полномочия. Земские и городские структуры не подчинялись местной администрации (губернатору), хотя, в общем, действовали под его контролем. Это позволяет отметить то, что в дореволюционной России на местном уровне существовало и самоуправление и государственное управление, между которыми нередко возникали разногласия из-за несовпадающих интересов.

В послеоктябрьский период в нашей стране была установлена жесткая централизованная государственная система управления. Очевидно, в этих условиях местное самоуправление не соответствовало формированию иерархических государственных структур, основанных на жесткой соподчиненности, и было ликвидировано. Его возрождение в нашей стране было связано с процессами реформирования, с принятием в 1990 году союзного и в 1991 году российского законов о местном самоуправлении. Соответственно в 1993 г. были изданы указы Президента РФ, которые прекращали деятельность прежних местных советов, выполняющих определенные самоуправленческие функции, наряду с другими.

Конституция РФ 1993 г. устанавливает основы организации местного самоуправления, закрепляет этот институт в качестве одной из важнейших форм народовластия. Как видим, в отличие от иерархической системы советов в период СССР, органы местного самоуправления автономны. Это органы населения определенных административно-территориальных единиц, которые, согласно действующему законодательству, ориентированы на сознательную инициативу, ответственность и творчество населения.

Для более полного выявления социально-политической значимости местного самоуправления в нынешней российской действительности рассмотрим трактовку этого понятия, содержащуюся в современных исследованиях.

По мнению одних авторов, местное самоуправление – в РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через избираемые ими органы (органы местного самоуправления) вопросов данной территории, исходя из своих интересов, исторических и иных местных традиций. Думается, что данный вывод представляет теоретический интерес, может способствовать разработке национальной модели местного самоуправления и механизмов его взаимодействия с государством.

Другие ученые полагают, что местное самоуправление – это система организации  и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное  под свою ответственность, решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории. Как видим, это положение основывается на том, что самоуправление – есть самоорганизация общества, не совпадающая с государственным управлением.

Имеет место утверждение, что местное самоуправление – это власть местного населения в делах местного значения, осуществляемую гражданами непосредственно и через выборные органы, в рамках закона, но без вмешательства центральной власти. Отсюда следует, что муниципальная власть – власть подзаконная действующая на основе законов, ответственная и перед государством и перед местным сообществом.

Представляет интерес следующее суждение: относительно местного самоуправления речь не может идти об абсолютном разделении государственного управления и местного самоуправления, а тем более – о противопоставлении их друг другу. Необходимо иметь в виду, что и то, и другое – составные части единого конституционного (но не государственного) механизма.  По – видимому, основная мысль автора в том, что необходимо не противопоставлять государственную и муниципальную власти, а попытаться определить их общие моменты (властный и публичный характер, правовой характер деятельности и др.).

В справочной литературе акцент сделан на том, что «местное самоуправление – система создаваемых гражданами органов, самостоятельно и с привлечением населения, решающих вопросы местного значения». Или: «Местное самоуправление – 1) представленное Конституцией или иными государственными актами право местных органов власти самостоятельно решать круг вопросов, отнесенных к их компетенции; 2) деятельность местных органов власти и по реализации представленных им полномочий».

Как видно, при всем разнообразии формулировок  и существующих систем местного самоуправления, по сути, речь идет о пособие устройства местной власти, основных ее функциях.

Таким образом,  предельно кратко можно сказать так местное  самоуправление – это основанное на демократизме управление делами муниципального образования, реализуемое силами самих граждан. Демократизм местного самоуправления наиболее отчетливо проявляется в том, что оно непосредственно приобщает граждан к участию в управлении делами общества, направлено против неоправданного сосредоточения дел в государственных  органах Решение многих вопросов «внизу» - там, где обеспечивается наиболее полный учет местных условий и особенностей – также показатель демократизма местного  самоуправления в современной России.

Очевидно, на принципах самоуправления могут функционировать и различные ассоциации корпорации, объединения. В этой связи самоуправление можно понимать  и как способ организации и функционирования различных объединений, корпораций. Однако этот корпоративный тип самоуправления имеет специфическое основание  и особый отличительный характер социальной регламентации посредством корпоративных норм. Поэтому местное самоуправление понимается именно как форма организации местной власти, т.е. власти, осуществляемой в РФ на уровне городов, районов (уездов), сельсоветов (волостей, сельских округов), отдельных поселков и сельских населенных пунктов.

В этой связи смысл любой предполагаемой дефиниции «местное самоуправление» обоснованно связывается с местным регулированием управленческих отношений.

Каковы нормативные законодательные основы местного самоуправления в современной России? Очевидно, конкретная деятельность субъектов самоуправления основывается на определенной законодательной основе. В этой связи возникает необходимость в ее рассмотрении.

Наиболее обобщенная характеристика местного самоуправления дана  в «Европейской хартии о местном самоуправлении», принятой 15 октября 1985 г., закрепляющей важнейшие конституционные, законодательные основы местного самоуправления. «Под местным самоуправлением, - утверждается в статье 3 Хартии, - понимается право и реальная способность органов местного самоуправления управлять отдельной территорией, действуя в рамках закона, в соответствии со своей компетенцией и в интересах местного населения».

Местное самоуправление – составная часть демократии, в связи с чем Европейская хартия местного самоуправления 1985 г. устанавливает, что оно должно быть закреплено в законодательстве или даже в конституции каждой страны.

 Рассмотрим более предметно правовые предпосылки местного самоуправления в России, что необходимо для последующего анализа.

Прежде всего обратим внимание на то, что Конституция РФ 1993г.  не содержит определения «местное самоуправление», но устанавливает основы организации этого института. Так, согласно ст. 3, народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы местного самоуправления, что позволяет  рассматривать данный институт в качестве политического, принимающего участие во всех избирательных компаниях в стране, реализации Закона о призыве на военную службу молодого пополнения, в иных политических мероприятиях.

В Конституции РФ есть специальная глава 8 «Местное самоуправление», в которой определяются в самом общем виде формы, уровни, задачи, функции, полномочия местного самоуправления. Это способствует определению методологических ориентиров, способствующих системному подходу к исследованию природы и назначения местного самоуправления в современной России. В части 1 статьи 130 провозглашается, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. В части 2 этой же статьи утверждается, что местное  самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 131-132) местное  самоуправление в России осуществляется гражданами в городских и сельских поселениях, на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Эти органы самостоятельно управляют муниципальной собственностью, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна  государству.

В соответствии со ст. 12 Конституции РФ, органы местного самоуправления  не входят в систему органов государственной власти, и, следовательно, не могут рассматриваться как структурные подразделения государственной системы управления.

Конституция РФ  (ст. 72) отнесла «установление общих принципов организации системы органов государственной власти  и местного самоуправления» к совместному ведению РФ и субъектов РФ».

В соответствии с этим приняты ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (1995) и новая редакция данного закона (2003), дополняющие конституционные положения о местном самоуправлении. В федеральном законе, принятом в  1995 г., в ст. 2 содержится следующая формулировка: «Местное самоуправление в Российской Федерации – признается и гарантируется Конституцией Российской Федерации как самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно  или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и местных традиций».

В федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (2003) определено, что «местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации». Именно поэтому особую актуальность приобретает вопросы формирования местного самоуправления в настоящее время, оптимального сочетания управления и самоуправления, углубления демократизации всей общественной жизни.

Приведенные законодательные предпосылки и положения, содержащихся в научных исследованиях, позволяют обратить внимание  на ряд существенных моментов.

1. В научной литературе до сих пор спорным признается положение ст.12 Конституции РФ, согласно которому органы  местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Фактические данные подтверждают то, что идея организационного и функционального обособления государственных и местных органов неодинаково оценивается не только в теоретических исследованиях, но и в  субъектах федерации. И если края, области в основном солидаризируются с конституционной нормой, относительно местного самоуправления, то российские республики нередко отступают от нее. Это подтверждает то, что система местного самоуправления в Конституциях и законах субъектов РФ представлена достаточно разнообразно. Так, Конституция республики Бурятия не содержит нормы, относящейся к самоуправлению и его статусу. В Кабардино-Балкарской Республике, Республике Ингушетия, Республике Татарстан местные органы получили статус органов государственной власти и управления на местах.  В некоторых республиках, например, Коми, Башкортостан и др. на местах создаются одновременно как местные органы государственной власти, так и местное самоуправление.

По-видимому, концепция негосударственной природы местного самоуправления, изложенная в конституции РФ, связывается со стремлением преодолеть излишнее огосудартвление местной власти.  Есть все основания согласиться с этой позицией, в пользу которой в юридической литературе приведены убедительные аргументы. «Местное самоуправление, - отмечал Б.Н. Топорнин, - не составляет и по своей природе не может составить компонент государственной организации. Без преувеличения будет правильной формула, согласно которой государственность заканчивается там, где начинается местное самоуправление».

 2. В юридической литературе обоснованно предлагается рассматривать местное самоуправление в следующих трех аспектах:

  • одну из основ конституционного строя;
  • право населения на самостоятельное решение вопросов местного значения;
  • одну из форм народовластия.

Последний из названных аспектов может служить основанием для более полного анализа роли и функций самоуправления в современной России. Это предполагает выделение основных его черт в системе народовластия.

1. Местное самоуправление – одна из форм народовластия, проявляемого в самостоятельном решении вопросов населением (непосредственно) или через создаваемые ими органы) достаточно широкого круга вопросов, в основном связанных с интересами жителей городских и сельских поселений.

2. Местное самоуправление – составная часть демократии, занимает особое место в демократическом механизме управления обществом. Этот вывод основывается на следующих конституционных положениях: местное самоуправление в пределах своих полномочий автономно; оно обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения; осуществляется  гражданами путем референдумов, выборов, других форм прямого волеизъявления; структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно; изменение границ территорий, в  которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий и др.

3. Согласно действующему законодательству, субъектами местного самоуправления признаются: а) местное население, с учетом мнения которого решаются ключевые социально-правовые вопросы местного значения (распоряжения  муниципальной собственностью и др.); б) органы местного самоуправления (администрации городов, районов, поселков и др.), функции которых определяются целями их деятельности (основная цель – управление муниципальным образованием в соответствие с предметом ведения, установленным федеральным законом).

4. Местное самоуправление имеет свой объект управления. Очевидно это вопросы местного значения, т.е. вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования.

5. Местное самоуправление реализуется через выборные и невыборные органы, образуемые в соответствии с федеральными и региональными  законами, а также уставами муниципальных образований. Как правило, структуры органов местного самоуправления соответствуют общей схеме федеральных и региональных органов власти, т.е. предусматривают  представительный орган и главу  муниципального образования.

 6. Муниципальное образование самостоятельно разрабатывает и принимает свой устав, подлежащий государственной регистрации в порядке установленном законом субъекта РФ. В Уставе указываются границы и состав территории муниципального образования, вопросы ведения, структура и порядок формирования органов местного самоуправления, срок полномочий депутатов представительных органов местного самоуправления, а также выборных должностных лиц местного самоуправления, виды, порядок принятия и вступления в силу нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

Сказанное  позволяет отметить следующее: местное самоуправление существенно отличается от государственной власти по особенностям формирования, по специфике функционирования, по уровню демократизма. Самоуправленческая власть осуществляется в интересах всего местного сообщества (населения конкретного муниципального образования или его части) и от его имени. Особенность здесь в том, что сравнительно небольшое количество людей, составляющих местное сообщество, посредством самоуправленческой власти, может более или менее точно определить общую волю, относительно легко выработать согласованную позицию  по конкретному вопросу.

Иначе обстоят дела с государственной властью. Необходимо учитывать то, что на формирование государственных органов, на принимаемые ими государственные или иные решения воля индивида (частного лица) мало оказывает воздействие. В юридической литературе признается, что  эту ситуацию не меняет и то, что в демократическом обществе представительная государственная власть формируется различными слоями населения. Дело в том, что общая воля народа с помощью избирательных технологий может быть определена более или менее приблизительно. Надо учитывать и то, что «на деле государственная власть почти везде и всюду …. осуществляется в интересах, прежде всего, политической элиты».

Получению более полного представления о взаимодействии местной  и государственной власти, может способствовать выяснение соотношения государственных и самоуправленческих структур. В этой связи отметим, что органы государственной власти и органы местной власти характеризуются рядом общих черт:

  • являются формами народовластия, осуществляют публичную власть;
  • в пределах своей компетенции принимают решения, имеющие обязательную юридическую силу;
  • избираются населением в установленном законом порядке, который основан на одинаковых принципах;
  • имеют в основном совпадающие организационно правовые формы деятельности.

3. Наряду с названными общими показателями, можно назвать специфические черты органов местного самоуправления и органов государственной власти, способствующие их разграничению.

1. Названные структурные образования имеют различную  политико-правовую природу. Если представительные органы государственной власти принимают законы, обладающие высшей юридической силой, то деятельность органов местного самоуправления всегда носит подзаконный характер.

2. Различен территориальный масштаб их деятельности: органы государственной власти действуют на территории государства либо государственного образования, являющегося субъектом Федерации, органы же местного самоуправления функционируют в городах, в пределах определенных поселений либо на территории группы населенных пунктов.

3. Существенно различаются содержание компетенции этих органов. Как видим, предметы ведения и круг полномочий органов государственной власти определяется и закрепляется в Конституции РФ и конституциях либо уставах субъектов федерации. Вопросы ведения и полномочия органов местного самоуправления отличаются своей спецификой. Они определяются и закрепляются в уставах муниципальных образований самим населением, реализующим право на местное самоуправление, и составляющие их вопросы имеют местное значение.

Сказанное позволяет отметить следующее: местное самоуправление существенно отличается от государственной власти по особенностям формирования, по специфике функционирования, по уровню демократизма. Самоуправленческая власть осуществляется в интересах всего местного сообщества (населения конкретного муниципального образования или его части) и от его имени.

4. Согласно принципиально значимым законодательным положениям назовем следующие полномочия местного самоуправления:

  • решение проблем местного значения на сходах небольших сельских поселений, а также организационных и иных решений в муниципальных образованиях городов и иных территориальных структур на основании общественного мнения населения;
  • выборность органов местного самоуправления: глав муниципалитетов, представительных органов и их руководителей;
  • образование муниципальных образований не только в районах (как это имеет место сегодня во многих регионах), но и городах и сельских поселениях;
  • отсутствие непосредственной подчиненности между региональными и муниципальными образованиями;
  • наличие определенных контрольных функций у субъекта РФ и федеральных органов государственной власти относительно деятельности муниципальных образований;
  • <оценка повседневных жизненных проблем людей, проживающих на территории определенного муниципального образования, в качестве приоритетных, находящихся в центре внимания каждого муниципального уровня власти;/li>
  • реализация принципа «выстраивания» вертикали власти, подразумевающего главенство Конституции РФ, координацию федерального, регионального законодательства  и местных муниципальных правовых актов.

Можно сказать, что эти и иные положения ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (2003) должны способствовать децентрализации системы управления в Российской Федерации, реализации права населения  различных административно-территориальных единиц управлять в рамках закона самостоятельно.

К определяющим признакам местного самоуправления в современной России наряду с названными выше также относятся следующие:

- субъектами местного самоуправления признаются: а) местное население, с учетом мнения которого решаются ключевые социально правовые вопросы местного значения (распоряжения муниципальной собственностью и др.); б) органы местного самоуправления (администрации городов, районов, поселков и др.), функции которых определяются целями их деятельности (основная цель – управление муниципальным образованием в соответствии с предметом ведения, установленным федеральным законом);

- реализуется через выборные и невыборные органы, образуемые в соответствии с федеральными и региональными законами, а также уставами муниципальных образований. Как правило, структуры органов местного самоуправления, соответствующие общей схеме федеральных и региональных органов власти, т.е. предусматривают представительный  орган и главу муниципального образования;

- самостоятельно разрабатывает и принимает свой Устав, подлежащий государственной регистрации в порядке, установленном законом субъекта РФ. В Уставе указываются: границы и состав территории муниципального образования, вопросы ведения, структура и порядок формирования органов местного самоуправления, срок полномочий депутатов представительных органов местного самоуправления, а также выборных должностных лиц местного самоуправления, виды, порядок принятия и выступление в силу нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

К числу вопросов местного значения относятся: порядок владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, местные финансы и бюджет, содержание жилищного фонда, организация учреждений образования и здравоохранения, охрана общественного порядка, планировка и застройка территории, жилищное и социально-культурное строительство, контроль за использованием земель, энерго-, тепло- и водоснабжения, дорожное строительство, благоустройство территории, транспорт и связь, учреждения культуры, участие в охране окружающей среды, охрана общественного порядка, сохранение памятников истории, физическая культура и спорт, противопожарная служба и др.

6. Признание социальной целостности и значимости местного самоуправления, как института, выполняющего определенные политические функции, не означает его идеализации. Дело в том, что становление органов местного самоуправления в современной России проходит медленно, непродуктивно. Это происходит, в частности, вследствие недостаточного усвоения населением негосударственного характера этих органов и отсутствием у граждан навыков необходимой социальной активности, связанной с затратой энергии в решении общих дел. К тому же, следует иметь в виду, что уровень компетенции, необходимый  для государственных дел неизмеримо выше, чем тот, который, как правило, существует в системе самоуправления. Участие население в решении сложных государственных и общественных проблем в сегодняшних условиях осложняется отсутствием необходимых правовых знаний, негативными предубеждениями, правовой пассивностью, представлениями о никчемности, неэффективности самоуправления в целом. Отчужденности граждан от власти способствует мощная бюрократизация всех сфер государственной и общественной жизни, отбивающая какое – либо стремление населения к проявлению инициативы, самостоятельности в решении общих дел.

Вместе с тем проблема развития местного самоуправления в России – это не абстрактная идея, а практическая задача сегодняшнего дня

Список использованной литературы

1. Авакьян С.А. Местное самоуправление в России: теория и практика// Государство и право. 1993 № 6;

2. Андрюшина Е. Местное самоуправление в современной России: драматизм становления// Власть. 2006 № 1;

3. Аверьянов Ю.И. Политология Энциклопедический словарь/общ.ред. М.; 1993 с.346.

4. Ежевский Д.О. Роль международных организаций в развитии местного самоуправления в Европе//Государство и право. 2005 № 4;

5. Кутафин О.Е., Фадеев В.Н.; муниципальное право Российской Федерации: Учебник. М., 2002;  Популярный юридический энциклопедический словарь /Ред. Коллегия  М. 2000 с.387

6. Сергиенко А. Проблемы правового регулирования местного самоуправления в городах  федерального значения в условиях  муниципальной реформы// Власть. 2006 № 11,

7. Дмитриева Ю.А.. М., Муниципальное право. Учебник/Под ред. 2005 и др.

8. Антипьев А.Г. Указ. Работа. С. 118

9. Васильчиков А.И. О самоуправлении. СПб 1870. Т.1.с.79

10. Лазаревский Н.И. Лекции по русскому государственному праву. СПб 1910. С.52

11. Сухарев А.Я. Российская юридическая энциклопедия. М. 1999 с. 535

12. Фадеев В.И. Муниципальное право России. М. 1994 С.57

13. Барабашев Г.В. Местное самоуправление – трудное дитя России // Сегодня 1992 № 1 с.13

14. Торшенко А.А. Муниципальное право Российской Федерации. Курс лекций. Екатеринбург, 1994 С.5

15. Путин В. Нужно  вернуть престиж местного самоуправления// Российская газета 2001 28 февраля

16 Выдрин И.В. к вопросу об организации местной власти в субъектах РФ// Правовая реформа в России проблемы теории и практики. Екатеринбург, 1996 с.67

17 Топорнин Б.Н. Разделение властей и государственная организация // Разделение властей и парламентаризм  М.;1992 с.74

18. Ковешников Е.М. Конституционное право РФ. М.; 2001 с.171.

19. Кожевников С.Н. Теория государства и права: Курс лекций. Раздел «Государство» формы, взаимодействие с инстит-ми демократии, политическая система, гражд.-е общ-во,1.2, Н.Новгород, 2004г.

© 2005-2010 ОАО "НИИМЕСТПРОМ" 603167, г. Н. Новгород, ул. Маршала Казакова, д.3
Rambler's Top100
Created by GraphitPowered by TreeGraph