НИИМЕСТПРОМ
НИИМЕСТПРОМ
Научно-исследовательский центр  конструкторско-технологический институт местной промышлености
НИИМЕСТПРОМ
img
img

Смирнов А.Н."«Несвободная» цена на электроэнергию в России"(Экономические споры, 2010)

Промышленники и предприниматели России обеспокоены неконтролируемым ростом цен на электроэнергию, резко ухудшившим финансовое положение предприятий, особенно малого и среднего бизнеса. К примеру, за один год, с июля 2008 года по июль 2009 гарантирующий поставщик электрической энергии в Нижегородской области ОАО «Нижегородская сбытовая компания» увеличил так называемую «свободную цену» электроэнергии для юридических лиц более, чем вдвое – с 3 руб. 11 коп. за 1 кВт.ч. до 7 руб. 12 коп. Аналогичные примеры мы видим и в других регионах России.

Этот процесс не остался незамеченным и в правительстве РФ. К примеру, 22 апреля 2009 года первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов провел совещание, на котором обсуждались причины резкого роста цен на электроэнергию на розничных рынках, особенно для малых и средних предприятий. На совещании было отмечено, что платежи за электроэнергию для малых и средних предприятий в некоторых регионах выросли в разы, в то время как на оптовом рынке нерегулируемые цены снизились на 30%. Целью совещания стала выработка оперативных мер по повышению эффективности тарифной и ценовой политики на розничном рынке электроэнергии (мощности), развитию долгосрочных договоров с фиксированной ценовой динамикой, устранению ценовых диспропорций, препятствующих развитию малого и среднего бизнеса. Отдельное внимание было уделено повышению прозрачности и публичности ценовой политики в области электроэнергетики, а также недопущению создания проблемных ситуаций для розничных потребителей электроэнергии при смене энергосбытовых компаний. Участники совещания приняли решение в кратчайшие сроки внести соответствующие изменения в постановления Правительства РФ, в ведомственные акты, регламентирующие функционирование оптового и розничного рынка электроэнергии, отражающие указанные решения. Данные изменения затронут правила трансляции на розничный рынок цен оптового рынка электроэнергии (мощности); определения объемов электроэнергии (мощности), реализуемых по нерегулируемым ценам, при сохранении установленных темпов либерализации; установления типовых форм (условий) договоров между основными субъектами розничного рынка и др. (источник: http://www.allmedia.ru/newsitem.asp?id=847897).

Тем не менее «воз там» и ныне. Робкие попытки предприятий отстоять свои права в арбитражных судах не приносят результата. Очевидно, что проблема существует на законодательном уровне. На протяжении двух лет, с момента начала действия свободных (нерегулируемых) цен на электроэнергию, мы можем наблюдать отток капитала из реального сектора экономики новым частным владельцам электроэнергетических компаний. Чтобы выжить, реальный сектор экономики вынужден был провести  массовые сокращения. Задолженности за электроэнергию достигли астрономических значений. В этих условиях, понимая, что остановка деятельности предприятий приведет к коллапсу и социальному взрыву, органы государственной власти при активной поддержке судебной системы, и прежде всего арбитражных судов, не допускают отключений электроэнергии на предприятиях со стороны энергосбытовых компаний, а также пытаются воздействовать на них, уговаривая ограничить свои аппетиты. Но это не выход. Мы уходим от регулируемых цен, но почему-то не приходим к рыночным ценам. На наш взгляд, налицо ошибка правового регулирования, оказавшая влияние на формирование рыночных отношений в целом в экономике России. Что послужило причиной сложившейся ситуации?

 В настоящее время основным документом, регулирующим отношения в сфере энергетики, являются утвержденные Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 г. № 530 «Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики». Это постановление регулирует процесс перехода электроэнергетики России от монополии к конкурентным условиям, от методов государственного регулирования цен к рыночным отношениям. В связи с поставленной целью постановление декларирует две цены на электроэнергию: регулируемый государством тариф и свободную (нерегулируемую) цену. Предусмотрен поэтапный переход от регулируемых цен к так называемым «свободным (нерегулируемым)». Пункт 109 этих правил посвящен порядку определения свободной (нерегулируемой) цены электроэнергии.

Как ни странно, но именно в этой, юридически невыверенной, неоднозначной формулировке заложен «камень раздора», явившийся основой свистопляски на рынке электроэнергетики в 2008 – 2009-м годах. Здесь мы видим чистейшей воды абсурд. Если утвержден порядок определения цены, то эта цена является регулируемой. Если какой-то хитрец при написании этого постановления назвал такую цену свободной (нерегулируемой), то он попросту назвал «черное» -  «белым». Понятие свободной цены существует, оно определено в основах гражданского законодательства Российской Федерации и с успехом применяется на всей территории страны уже несколько десятилетий всеми хозяйствующими субъектами.

В соответствии со ст. 1 гражданского кодекса РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, свободы договора, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав. Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

   Согласно ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон.  Ст. 424 ГК РФ гласит, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. Вот что значит «свободная цена»! Цена, установленная соглашением сторон! Нам кажется, что за более, чем 20 лет существования рыночных отношений в России, понятие свободы договора и рыночной (свободной) цены уже устоялось… Ан нет!

Предусмотренный «Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики»  порядок определения свободной (нерегулируемой) цены нарушает основные принципы и начала гражданского законодательства России, в частности нормы о свободе договора (ст. 421 и 424 ГК РФ). Он порождает возможность злоупотреблений со стороны энергосбытовых компаний в отношении тех или иных потребителей электрической энергии, которые лишены возможности участвовать в договорном процессе  формирования свободной цены и вынуждены принимать к безусловному исполнению спускаемые поставщиком цифры. Причем до уже состоявшегося отпуска электроэнергии потребитель не знает, по какой цене ему будет выставлен счет на оплату! Это нонсенс! Это беспредел! Это не рыночная цена; это не регулируемая цена; это вообще неизвестно что!

Какую же позицию в сложившейся ситуации заняли арбитражные суды? На наш взгляд, непринципиальную. Они поддерживают позицию энергосбытовых компаний в их праве устанавливать любую! «свободную» для этих организаций цену. Предложения обосновать свои цены в суде продавцы электроэнергии попросту игнорируют. Иски промышленных предприятий о неправомерности поднятия цены в одностороннем порядке отклоняются. А ведь именно этого произвола государство пыталось избежать на протяжении всех лет перевода экономики России к рыночным условиям.

Неточная формулировка 530-го постановления породила хаос. Конечно, нужно в кратчайшие сроки исправить на законодательном уровне допущенные ошибки. Но и для арбитражных судов данная ситуация не является тупиковой. По отношению к закону постановление правительства является подзаконным нормативным актом и подлежит применению в части, не противоречащей закону. При наличии противоречий суды обязаны руководствоваться общими принципами законодательства, а также правилами делового оборота, сложившимися на данный момент. Все это имеется в наличии. Статьи 1, 421 и 424 ГК РФ определяют порядок взаимодействия субъектов и понятие цены  в рыночных условиях. Статья 10 ГК РФ указывает на возможность пресечения злоупотребления субъектом даже установленным законом правом. Сложившаяся судебная практика в отношении хозяйствующих субъектов позволяет решить практически все возникающие проблемы. Воля государства также ясна: должен состояться переход энергетики на рыночные, то есть общие для всех, более жесткие условия существования. Все это позволяет уже сегодня навести порядок и создать нормальные условия работы для промышленных предприятий России.

к.ф.н. Александр Смирнов

 

© 2005-2010 ОАО "НИИМЕСТПРОМ" 603167, г. Н. Новгород, ул. Маршала Казакова, д.3
Rambler's Top100
Created by GraphitPowered by TreeGraph